Функциональная грамотность
Понятие функциональной грамотности школьников появилось в 1970-е годы и подразумевало совокупность навыков чтения и письма для решения реальных жизненных задач. За следующие 40 лет функциональная грамотность в обучении и развитии школьников приобрела большую значимость, чем базовая. Сегодня функционально грамотный ученик — индикатор качества образования.
Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью:
успешно решает разные бытовые проблемы;
умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;
использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;
выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.
Способность давать оценку ситуации и использовать полученные знания на практике не формируется за один урок, процесс повышения функциональной грамотности логично встроен в учебную программу нескольких лет.
Понятие объединяет читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую и компьютерную грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Речь идет о применении полученных знаний и умений в разносторонней практической жизни.
Внедрение Электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности в образовательный процесс
План работы по формированию функциональной грамотности обучающихся на 2023-2024 учебный год
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функциональная грамотность на ступени общего образования рассматривается как метапредметный образовательный результат. Подготовка функционально грамотных школьников с высоким уровнем амбиций и высокой образовательной активностью – условие социально-экономического развития страны, показатель качества образования.
Для обеспечения единого подхода педагогов к оценке функциональной грамотности обучающихся под эгидой Министерства просвещения России разработаны электронные банки заданий. На сегодняшний день зарегистрировались в Российской электронной школе (РЭШ) более 80% учителей. Педагоги применяют задания для оценки функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы, обществознания, математики, окружающего мира, ОБЖ, физики, биологии, экономики, английского языка и др. Материалы из электронного банка заданий педагоги включают на разных этапах урока: на этапе мотивации для создания проблемной ситуации, на этапе «открытия нового знания», на этапе закрепления, а так же на уроках обобщения и повторения изученного материала в качестве контрольно-измерительных материалов. Используются различные формы обучения - мозговой штурм, дискуссия, интервьюирование, мини-лекции, ролевые и имитационные игры на выдвижение разнообразных идей и решение социальных проблем.
По мнению учителей, задания, представленные в банке, нестандартные, творческие, практико-ориентированные, направлены на решение реальных жизненных задач, разработаны для разных возрастных категорий, позволяют осуществлять работу с текстами разных стилей (в первую очередь – научными и публицистическими), что, без сомнения, вызывает к ним интерес со стороны педагогов и обучающихся. В материалах открытого банка по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком заданий, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.
При анализе результатов выполнения этих заданий учитель может увидеть сильные и слабые стороны подготовленности учащихся, сделать вывод об эффективности применяемых педтехнологий в целях формирования функциональной грамотности. При обнаружении пробелов в знаниях учеников педагог имеет возможность сделать соответствующие выводы и принять правильное решение по устранению образовательных дефицитов. В этом отношении работа с подобными заданиями и интересна, и полезна для всех участников образовательного процесса.
В школе используются следующие ресурсы, содержащие банки заданий по оценке функциональной грамотности:
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
https://education.yandex.ru/teacher/posts/funktsionalnaya-gramotnost-razvivaem-v-shkole
https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
http://www.oecd.org/pisa/test/
https://education.yandex.ru/uchitel/intensiv2/
https://education.yandex.ru/teacher/posts/funktsionalnaya-gramotnost-razvivaem-v-shkole
https://prosv.ru/pages/pisa.html
http://www.akadem.irooo.ru/internet-biblioteka/22-funktsionalnaya-gramotnost