Открытый урок по биологии в 10 классе «Кто станет бакалавром генетики?» Ведущая дидактическая цель: повторить и обобщить знания учащихся полученные при изучении главы: «Закономерности наследования признаков», осуществить контроль их знаний. Задачи урока: Образовательные: обобщение, повторение, закрепление, контроль знаний учащихся по главе: «Закономерности наследования признаков» Развивающие: развитие самостоятельной познавательной активности учащихся, кругозора, биологического мышления, расширение словарного запаса. Воспитательные: воспитание чуткого отношения к здоровью окружающих, продолжить формирование умений работать в коллективе. Оборудование: компьютеры, комп. программы: «Лабораторный практикум по биологии 6 -11 кл.», «PC Camer@», «Power Point»; магнитофон. Ход урока: «Кто станет бакалавром генетики?» (слайд 1) I. Задания: 1. «Расположите диплоидные хромосомные наборы животных в порядке их численного возрастания: a) дрозофила b) черепаха болотная в) шимпанзе г) аскарида ОТВЕТ: г) 2 хромосомы; а) 8 хромосом; в) 48 хромосом; б) 50 хромос. 2. Аутосомы – это: a) дополнительные хромосомы в клетке; b) клетки, способные воспроизводить себя; в) органеллы, способные воспроизводить себя; г) неполовые хромосомы ОТВЕТ: г) неполовые хромосомы 3. Термин «ген» для обозначения наследственных задатков организма был предложен: a) Иоганном Грегором Менделем; b) Вильгельмом Людвигом Иогансеном; в) Томасом Хантом Морганом г) Хуго Мари де Фризоле ОТВЕТ: б) Вильгельмом Людвигом Иогансеном; 4. В клетках листьев сосны имеется 24 хромосомы; в эндосперме семян сосны их: a) 12; b) 24; в) 36; г) 48. ОТВЕТ: а) 12 5. У всех млекопитающих, в том числе и у человека, гомогаметным является пол: a) женский; b) мужской; в) мужской и женский; г) в одних случаях- мужской, в других случаях- женский. ОТВЕТ: а) женский 6. У потомства могут появиться новые признаки, не свойственные родителям, т.к.: a) при оплодотворении гаметы сливаются случайно; b) в гаметах родителей часто происходят мутации; в) у потомков родительские гены сочетаются в новых комбинациях; г) одну половину генов потомство получает от матери, другую -от отца. ОТВЕТ: в) у потомков родительские гены сочетаются в новых комбинациях. 7. Аутбридинг – это: ОТВЕТ: скрещивание особей одного вида, не состоящих в непосредственном родстве. II. РАБОТА С ПРОГРАММОЙ «ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ БИОЛОГИЯ 6 – 11 КЛАСС» Тема: «Моногибридное скрещивание при полном и неполном доминировании» Вариант 1. Выполнить задание № 10 «Неполное доминирование» Вариант 2. Выполнить задание № 11 «Неполное доминирование» 8. У собак висячее ухо доминирует над стоячим. При скрещивании двух собак с висячими ушами получили 14 особей с висячими ушами и 4 со стоячими. Каковы генотипы скрещиваний? a) АА х АА; b) Аа х АА; в) Аа х аа; г) Аа х Аа. ОТВЕТ: г) Аа х Аа 9. Сцепленное наследование генов, локализованных в одной паре хромосом, установил: a) Г. Мендель; b) Т. Морган; в) В. Иогансен; г) Г. де Фриз ОТВЕТ: б) Т. Морган III. РАБОТА С ПРОГРАММОЙ «РС Саmer@»: 1. Рассмотрите под микроскопом дрозофилу; 2. Составьте генотип дрозофилы по увиденным результатам. 3. Ответьте на вопросы: а) гомозиготна ли дрозофила по данным признакам? б) доминантна или рецессивна? в) предположите, как будут выглядеть дигетерозиготы. 10. В каком порядке были присуждены Нобелевские премии за выдающиеся достижения и открытия фундаментальных законов генетики: a) Роберту Холли, Хару Гобинту Коране и Маршалу Ниренбергу за расшифровку генетического кода и его функций в синтезе белков; b) Герману Дж. Мёллеру за открытие возникновения мутаций под воздействием рентгеновских лучей; в) Томасу Ханту Моргану за открытие функций хромосом как носителей наследственности; г) Френсису Крику, Джеймсу Уотсону и Морису Уилкинсу за установление молекулярной структуры нуклеиновой кислоты и ее роли в передаче информации в живой материи. ОТВЕТ: в) 1933 г.; б) 1946 г.; г) 1962 г.; а) 1968 г. 11. Что по вашему мнению изображено на рисунке? Дайте характеристику этому явлению. ОТВЕТ: Заболевание гемофилия – наследование сцепленное с полом, в данном случае с Х – хромосомой. 12. Какое потомство может быть получено от нормальной по признаку свертываемости крови гомозиготной женщины и мужчины –гемофилика: a) мальчик – гемофилик, девочка – носитель дефектного гена; b) здоровый по данному признаку мальчик, девочка – гемофилик; в) здоровый мальчик, девочка – гемофилик; г) здоровый мальчик, здоровая девочка. ОТВЕТ: б) здоровый по данному признаку мальчик, девочка – носитель дефектного гена. 13. Расположите основные открытия в области генетики в хронологическом порядке: a) закон относительной частоты встречаемости доминантных генов и рецессивных аллелей Харди – Вайнберга; b) зутационная теория Гуго де Фриза в) законы наследования моно- и полигенных признаков Г. Менделя; г) хромосомная теория наследования Т. Моргана. ОТВЕТ: в) 1855-1856 гг.; б) 1901-1903 гг.; а) 1908 г.; г) 1910 г. 14. Ген находится в составе структуры: a) РНК b) ДНК в) АТФ г) белка ОТВЕТ: б) ДНК II Физкульт. минутка: найти себе пару (попринципу комплементарности) 15. Известно, что ген синдактилии локализован в Y – хромосоме. Как будет наследоваться эта аномалия у детей, родившихся от брака здоровой женщины и мужчины с этой аномалией: a) все дети будут с аномалией; b) все дети будут здоровы, т.к. мать здорова по этому признаку; в) девочки - здоровы, но каждый второй мальчик - с аномалией; г) все мальчики будут с аномалией. ОТВЕТ: г) все мальчики будут с аномалией. 16. Перед судебно – медицинской экспертизой поставлена задача выяснить: является ли мальчик , имеющийся в семье супругов Д., родным или приёмным. Исследования крови мужа, жены и ребёнка показало: жена – АВ (IV), ребёнка – О (I), мужа – О (I) группы крови. Какое заключение должен дать эксперт и на чём оно будет основано? ОТВЕТ: мальчик – приёмный сын, т.к. в данной семье не может быть ребёнка с О (I) гр. крови. 17. Число комбинаций гамет дигетерозиготных родительских особей при дигибридном скрещивании составляет: a) 4; b) 6; в) 8; г) 16. ОТВЕТ: г) 16. 18. Ген доброты у французского бульдога доминирует над геном злобности. Какое потомство в F1 получится от скрещивания добродушного бульдога (гомозиготная форма) со злобными самками (гомозиготная рецессивная форма). Какое потомство в F2 получится от скрещивания между собой гибридов? 19. ПОЛУЧЕНИЕ ПОСЫЛКИ ИЗ СТОКГОЛЬМА. IV. РЕФЛЕКСИЯ (самоанализ, размышление) a) Для чего нужно изучать закономерности наследования признаков? b) Пригодятся ли эти знания в жизни? c) Было ли сложно или интересно решать задачи по генетики? V. Вручение (поощрение), бакалаврских знаков отличия. VI. Решение задач по ЕГЭ. См. сборник задач за 2010 г. VII. Домашнее задание: решить задачи предложенные на заготовленных бланках. . РЕФЛЕКСИЯ (самоанализ, размышление) a) Что нового я узнал (а) при изучении этой главы? b) Пригодятся ли эти знания в жизни? c) Было ли сложно или интересно решать задачи по генетики?
Источник: http://rochinoscool.ucoz.ru/bio.pptx |